Расположение
Свердловская область, поселок ВисимПравославный Висимо-Шайтанский приход образовался, главным образом, из переселенцев Тульской и Черниговской губерний в 1815 году; но за неимением своей церкви и священника православные жители завода были причислены к приходу и церкви соседнего Висимо-Уткинского завода.
Первый православный молитвенный дом в Висиме (не считая старообрядческих скитов и молельных домов) был построен в 1815 году на правом берегу Висимо-Шайтанского пруда. Первоначально это был деревянный молельный дом, в котором служил священник из Висимо-Шайтанского завода – «своего» батюшки в посёлке Висимо-Шайтанского завода не было.
Важнейшее событие в судьбе православного Висима произошло в 1838 году – тогда заводской посёлок почтил визитом сам архиепископ Пермский и Верхотурский Аркадий (в миру – Григорий Фёдоров). Архиепископ посчитал, что в большом заводе Висимо-Шайтанского завода уместно учреждение самостоятельного клира, отделение прихода от Висимо-Уткинского и постройка собственного храма. Веление крупного церковного иерарха было исполнено стремительно. Заводоуправление приказало расчистить рядом с молитвенным домом площадку под алтарь и престол. По преданию, это было сделано буквально за одну ночь, пока архиепископ Аркадий находился в Висиме. Наутро архиепископ совершил тут богослужение и освятил место будущего алтаря – по сути, «заложив» первый храм в Висиме.
Новый храм был освящен уже в январе 1839 года в честь святого мученика Анатолия Никомедийского. Любопытно, что владельца Висимо-Шайтанского завода в середине XIX века также звали Анатолием (Анатолий Николаевич Демидов). Церковь была одноэтажной, деревянной, на каменном фундаменте, с деревянной колокольней, однопрестольной. Снаружи стены были обиты тесом, внутри отштукатурены; церковь была покрыта железом. В таком виде церковь существовала до 28 августа 1895 года, когда была разобрана и имущество перенесено в новую церковь. Годные брёвна от старой церкви были использованы при строительстве здания заводской церковно-приходской школы поблизости.
Именно тут, в деревянной Анатолиевской церкви, служил священником отец писателя Мамина-Сибиряка – Наркис Матвеевич Мамин (1827 – 1878), а родной дом Маминых располагался через дорогу.
Сбор средств для постройки нового, большого каменного храма был объявлен еще в 1874 году. Инициаторами церковно-приходского попечительства стали священники Висимо-Шайтанского прихода Наркис Мамин и Пётр Арефьев. Средства для построения храма составлялись исключительно из доброхотных подаяний прихожан и заводовладельцев. По утвержденной смете минимальный расход по постройке вычислен в 25 тысяч рублей, по достижении сборов на эту сумму в 1889 году началась стройка.
Все пожертвования были учтены до последней копейки. На постройку и благоукрашение храма всего израсходовано было 46 971 рублей 58 копеек. А средняя зарплата заводского рабочего в то время составляла около 20 рублей. Таким образом, в ценах наших дней объем расходов на строительство нового храма составил более 50 миллионов рублей.
Автором нового каменного храма стал екатеринбургский епархиальный архитектор Сергей Козлов. Кстати, в это же время он являлся и главным городским архитектором Екатеринбурга, много сделал для развития городского генерального плана (перестройка зданий Гостиного двора, Городской думы, театра других). Самой известной работой Козлова в качестве архитектора является каменный Царский мост через реку Исеть на современной улице Декабристов.
Храм был освящен 28 августа 1895 года во имя святого мученика Анатолия (как и прежний деревянный), а также святителя Николая, архиепископа Мирликийского (тот самый святой, известный в западной культуре под именем Санта-Клауса). Храм получил обиходное наименование – Анатолие-Николаевская церковь. Кресты для храма были изготовлены в Москве, их вес составлял около 40 пудов (свыше 650 кг), а стоимость вместе с доставкой в Висимо-Шайтанский завод – 2000 рублей.
Пятиглавый храм, построенный в необычном для Урала византийском стиле, имел в плане форму креста. Высота – около 22 метров. Наверху посреди находился большой купол со световыми окнами, по оконечностям крестообразной крыши – четыре главки. В храме могло одновременно помещаться 750 человек – то есть почти треть населения Висима тех лет. По сообщению сборника «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» по состоянию на 1902 год, «Храм оштукатурен внутри и снаружи и выкрашен внутри масляною краскою; крыт железом, купол и башенки – белым железом; кресты на куполах вызолочены. Внутри храма устроены на рельсах хоры с железными решетками. Предъалтарный иконостас с боковыми киотами вызолочен на полимент; иконы писаны по золотому чеканному фону. Древних и особенно чтимых икон в храме не имеется».
Анатолие-Николаевская церковь после установления Советской власти разделила печальную судьбу тысяч российских храмов. В 1934 году церковь была закрыта, купола с крестами снесены, алтарь разграблен, богослужения прекратились. Часть окон была замурована, вместо них пробиты новые. На крыше, на месте снесённого главного купола, установлено перекрытие из досок.
Здание церкви использовалось в качестве сельского клуба: здесь показывали кинофильмы, тут же оборудовали танцплощадку. На месте алтаря была устроена сцена. В 1995 году храм был возвращён Русской Православной церкви, однако не восстановлен до сих пор.






Расположение

Клуб путешественников
- Специальные предложения и подарки для участников клуба
- Скидки на услуги и туры
- Розыгрыши призов среди участников
Заявка на обратный звонок