Храмы Висима
Православный Висимо-Шайтанский приход образовался, главным образом, из переселенцев Тульской и Черниговской губерний в 1815 году; но за неимением своей церкви и священника православные жители завода были причислены к приходу и церкви соседнего Висимо-Уткинского завода. Первый православный молитвенный дом в Висиме (не считая старообрядческих скитов и молельных домов) был построен в 1815 году на правом берегу Висимо-Шайтанского пруда. Первоначально это был деревянный молельный дом, в котором служил священник из Висимо-Шайтанского завода – «своего» батюшки в посёлке Висимо-Шайтанского завода не было.
Первый храм
Важнейшее событие в судьбе православного Висима произошло в 1838 году – тогда заводской посёлок почтил визитом сам архиепископ Пермский и Верхотурский Аркадий (в миру – Григорий Фёдоров). Архиепископ посчитал, что в большом заводе Висимо-Шайтанского завода уместно учреждение самостоятельного клира, отделение прихода от Висимо-Уткинского и постройка собственного храма. Веление крупного церковного иерарха было исполнено стремительно. Заводоуправление приказало расчистить рядом с молитвенным домом площадку под алтарь и престол. По преданию, это было сделано буквально за одну ночь, пока архиепископ Аркадий находился в Висиме. Наутро архиепископ совершил тут богослужение и освятил место будущего алтаря – по сути, «заложив» первый храм в Висиме.
Новый храм был освящен уже в январе 1839 года в честь святого мученика Анатолия Никомедийского. Любопытно, что владельца Висимо-Шайтанского завода в середине XIX века также звали Анатолием (Анатолий Николаевич Демидов). Церковь была одноэтажной, деревянной, на каменном фундаменте, с деревянной колокольней, однопрестольной. Снаружи стены были обиты тесом, внутри отштукатурены; церковь была покрыта железом. В таком виде церковь существовала до 28 августа 1895 года, когда была разобрана и имущество перенесено в новую церковь. Годные брёвна от старой церкви были использованы при строительстве здания заводской церковно-приходской школы поблизости.
Именно тут, в деревянной Анатолиевской церкви, служил священником отец писателя Мамина-Сибиряка – Наркис Матвеевич Мамин (1827 – 1878), а родной дом Маминых располагался через дорогу.
Первая, деревянная Анатолийская церковь и вид на Висимо-Шайтанский завод, фото 1880-х гг
К концу XIX века храм святого мученика Анатолия стал маловат для жителей растущего посёлка Висимо-Шайтанского завода. По епархиальным данным, к Висимо-Шайтанскому приходу в начале 1890-х годов относилось более 2000 душ обоего пола только в самом заводе, а еще более 300 прихожан деревни Павло-Анатольевской (деревня Захаровка) и более 200 в деревне Дальние Галашки (Большие Галашки) – впрочем, эти последние были почти сплошь старообрядцами.
Сбор средств для постройки нового, большого каменного храма был объявлен еще в 1874 году. Инициаторами церковно-приходского попечительства стали священники Висимо-Шайтанского прихода Наркис Мамин и Пётр Арефьев. Средства для построения храма составлялись исключительно из доброхотных подаяний прихожан и заводовладельцев. По утвержденной смете минимальный расход по постройке вычислен в 25 тысяч рублей, по достижении сборов на эту сумму в 1889 году началась стройка.
Все пожертвования были учтены до последней копейки. На постройку и благоукрашение храма всего израсходовано было 46 971 рублей 58 копеек. А средняя зарплата заводского рабочего в то время составляла около 20 рублей. Таким образом, в ценах наших дней объем расходов на строительство нового храма составил более 50 миллионов рублей.
Автором нового каменного храма стал екатеринбургский епархиальный архитектор Сергей Козлов. Кстати, в это же время он являлся и главным городским архитектором Екатеринбурга, много сделал для развития городского генерального плана (перестройка зданий Гостиного двора, Городской думы, театра других). Самой известной работой Козлова в качестве архитектора является каменный Царский мост через реку Исеть на современной улице Декабристов.
Храм был освящен 28 августа 1895 года во имя святого мученика Анатолия (как и прежний деревянный), а также святителя Николая, архиепископа Мирликийского (тот самый святой, известный в западной культуре под именем Санта-Клауса). Храм получил обиходное наименование – Анатолие-Николаевская церковь. Кресты для храма были изготовлены в Москве, их вес составлял около 40 пудов (свыше 650 кг), а стоимость вместе с доставкой в Висимо-Шайтанский завод – 2000 рублей.
Пятиглавый храм, построенный в необычном для Урала византийском стиле, имел в плане форму креста. Высота – около 22 метров. Наверху посреди находился большой купол со световыми окнами, по оконечностям крестообразной крыши – четыре главки. В храме могло одновременно помещаться 750 человек – то есть почти треть населения Висима тех лет. По сообщению сборника «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» по состоянию на 1902 год, «Храм оштукатурен внутри и снаружи и выкрашен внутри масляною краскою; крыт железом, купол и башенки – белым железом; кресты на куполах вызолочены. Внутри храма устроены на рельсах хоры с железными решетками. Предалтарный иконостас с боковыми киотами вызолочен на полимент; иконы писаны по золотому чеканному фону. Древних и особенно чтимых икон в храме не имеется».
Анатолие-Николаевская церковь после установления Советской власти разделила печальную судьбу тысяч российских храмов. В 1934 году церковь была закрыта, купола с крестами снесены, алтарь разграблен, богослужения прекратились. Часть окон была замурована, вместо них пробиты новые. На крыше, на месте снесённого главного купола, установлено перекрытие из досок.
Здание церкви использовалось в качестве сельского клуба: здесь показывали кинофильмы, тут же оборудовали танцплощадку. На месте алтаря была устроена сцена. В 1995 году храм был возвращён Русской Православной церкви, однако не восстановлен до сих пор.
Церковный раскол середины XVII века оставил глубочайший след в русском православии. Многие священнослужители и тысячи верующих не приняли реформ московского патриарха Никона. Нововведения, целью которых было максимальное сближение русского церковного обряда с византийским, отлично соответствовало государственным амбициям того периода: «Москва – третий Рим». За приверженность ценностям древнерусского христианства и старым обрядам начали преследовать и отлучать от официальной церкви, объявляя еретиками. Многие тысячи староверов, или старообрядцев, стали уходить в леса, основывая в глухой чаще скиты. Больше всего старообрядцев скрывалось от властей в Нижегородских землях по реке Керженцу, поэтому староверов впоследствии стали называть кержаками – особенно на Урале.
До Урала кержаки добрались уже во второй половине XVII века, сразу после раскола и вместе с крестьянской колонизацией местных земель. В Весёлых горах и вдоль по реке Шайтанке они селились целыми семьями. Ко времени промышленного освоения этих земель Демидовыми в первой трети XVIII окрестности будущего Висимо-Шайтанского завода уже были освоены и заселены кержаками. Несмотря на полулегальный статус староверов, Демидовы охотно привлекали старообрядцев на заводские работы.
В начале XIX века в православии сложился компромисс, по которому старообрядцам дозволялось совершать службы по своим старым обрядам, но при условии признания верховенства иерархов Русской православной церкви. Храмы, в которых дозволялось вести службу по старому образцу, назывались единоверческими. Первая единоверческая часовня возникла на Висимо-Шайтанском заводе в 1808 году, однако единоверческий приход в посёлке был учреждён лишь в 1875 году. В следующем, 1876 году в Кержацком конце была построена небольшая деревянная однопрестольная церковь, освящённая во имя святого Николая Чудотворца.
Каменный единоверческий храм, сохранившийся до наших дней в Кержацком конце, был построен лишь накануне революции, около 1915 года. До этого долго не удавалось получить участок под строительство – власти по-прежнему неодобрительно воспринимали старообрядцев. Красивое краснокирпичное здание в псевдорусском стиле – словно большой основательный терем. Он также был освящён во имя святого Николая, однако просуществовал совсем недолго. Большевики с огромной настороженностью относились к старообрядцам, считая их (и не без основания) наиболее консервативными и непримиримыми противниками. Вскоре после революции храм был закрыт, сломаны завершения крыши и часть притвора. В здании разместили коммунальные квартиры и со стороны алтаря – магазин. Его проржавевшая вывеска до сих пор видна на стене снаружи алтарной части.
После закрытия Анатолие-Николаевской церкви в 1934 году население Висима не отказалось от веры своих отцов и дедов. Для тайных молитв использовалась избушка сторожа на кладбище – за Хохляцким концом, недалеко от тракта на Висимо-Уткинск. Верующие обращались и в поселковый совет – но там только развели руками: «Нет, ничем не поможем. В стране советов религия – яд». Прихожанам намекнули – обратитесь к начальству повыше, даст Бог – разрешат.
Обществом решили: обратиться в Кремль, там рассудят. Написали письмо председателю Центральной исполнительной комиссии СССР Михаилу Ивановичу Калинину с просьбой учредить храм. И всесоюзный староста … разрешил! В качестве молитвенного дома дозволялось использовать ту самую кладбищенскую сторожку. В 1935 году её расширили, а в 1936 году в посёлок прислали священника. Впрочем, на большие праздники жители Висима ходили пешком в храм Петра и Павла в Черноисточинске (тот в годы советской власти закрывали лишь на три года с 1941 по 1944).
Небольшой деревянный храм иконы Божией Матери «Державная», обустроенный из деревенской сторожки на кладбище, действовал вплоть до начала 1990-х годов. В годы перестройки он подвергся запустению и разграблению, но трудами священников и монахов Свято-Троицкого мужского монастыря в с. Тарасково в 2010-е годы храм был восстановлен.
В 2000-е годы в Висиме началась постройка еще двух церквей: Храма Святого равноапостольного князя Владимира в центре посёлка, а также часовни Святого апостола Андрея Первозванного, на южной окраине возле кладбища. Владимирский храм действующий, а вот часовня Андрея Первозванного так и не достроена. Продолжается восстановление и главного храма Висима – Анатолие-Николаевской церкви. Жизнь продолжается!

Клуб путешественников
- Специальные предложения и подарки для участников клуба
- Скидки на услуги и туры
- Розыгрыши призов среди участников
Заявка на обратный звонок