Висимо-Уткинск: уральская глубинка с заводской историей
Совершая вылазки по окрестностям горы Белой, стоит посетить Висимо-Уткинск. Можно сделать его частью общего маршрута: Уралец-Висим-Висимо-Уткинск, а можно посвятить ему отдельное путешествие.
От Екатеринбурга Висимо-Уткинск находится в 187 км, от Нижнего Тагила в 63, от горы Белой 29 километров.
Безусловным плюсом для путешественников будет живописная дорога в Висимо-Уткинск. Если вы отправились на велосипеде, то от Висима до Висимо-Уткинска около десяти километров идёт длинный подъём, но затем не менее приятный долгий спуск. Как-никак вы в Веселых горах, хотя вершины Веселых гор находятся немного в отдалении.
Протяженность Веселых гор около 30 километров от реки Чауж на севере, и до верховьев реки Сулем на юге. Самая известная сегодня вершина Веселых гор – Белая гора (712 метров), за ней следует Дикая, Билимбай, Широкая, Голая, а замыкает цепь Старик-Камень недалеко от Усть-Утки.
Издалека горы выглядят пушистыми, но вблизи то тут, то там из земли вырастают камни-останцы, которые уральцы называют шиханами, а чаще каменными палатками или просто скалами. Место для земледелия самое гиблое, зато дикое и мало проходимое. Это и привлекало первых русских, которые поселились в этих краях. Это были бежавшие от царской власти старообрядцы. Они предпочли свободу духа даже ценой физических лишений. В Веселых горах укрывались старообрядческие лидеры – старцы. Их могилы были местами паломничества и особого почитания единоверцев.
Планы кластера Гора Белая по развитию Висимо-Уткинска:
Висимо-Уткинск был основан в 1771 году. Чтобы было понятно. Это было время, когда пятнадцатилетний Моцарт писал свои первые оперы, вышло первое издание Британской энциклопедии, царица Екатерина II только-только провела денежную реформу. Впервые в России появились бумажные деньги. Но на Урал не доходили даже слабые отголоски этих европейских событий. Здесь был свой уклад и даже свой календарь. Раскольники вели отсчет времени от сотворения мира и в 1771 у них был 7280 год.
С XVIII века хозяевами земель на Утке и Чусовой стали Демидовы. С ближайшими соседями Строгановыми провели водную границу. Река с того времени стала называться Межевая Утка. Демидовы были призваны царем Петром строить заводы, как когда-то варяги управлять Русью. Свое богатство Демидовы черпали прямо из земли: железо, медь, серебро, камни. И каждая новая производственная удача только подстегивала жадность. Строились новые заводы, шахты, рудники. К третьему поколению Демидовых эта жажда обогащения ничуть не угасла. После невероятного титанического Акинфия Демидова, дело продолжил его сын Никита. В его правление демидовским уральских хозяйством появился Висимо-Уткинский железоделательный завод.
Заводская схема была проста. Нужно было сырье – на месте или привозное. Нужен был лес (топливо). Нужна была река (энергия и транспорт). Реку перекрывали плотиной и заставляли работать в пользу человека. Направленными потоками воды с помощью водобойных колес приводились в движение массивные заводские механизмы, способные заменить труд десятка людей. Потом реку можно было использовать как трассу для перевоза грузов. Уральские предприятия в XVIII веке создавались в глухой тайге, с чистого листа. Со временем заводы исчезли, были перестроены, а заводской пейзаж остался: река, плотина, пруд. Эту привычную уральскому глазу картины мы увидим и в Висимо-Уткинске.
Висимо-Уткинский завод расположился между двумя реками: Межевой Уткой и Грязнушкой. Завод взял часть имени от соседнего Висима, а часть от реки.
В Висимо-Уткинский завод строился как перерабатывающий. Металл доставляли с Висимо-Шайтанского, Черно-Источинского, Лайского и Нижне-Тагильского заводов. Из Висима-Уткинска начинался путь металла по воде на европейский рынок. Жизнь кипела. Здесь скрещивались потоки людей, товаров, культур.
Мы въезжаем в Висимо-Уткинск и здесь уже почти ничего не напоминает о его прежних амбициях.
Деревянные дома, разбросанные по берегам местных рек. Воды в окрестностях Висима-Уткинска много. Четыре реки: Межевая Утка, Грязнушка, Ланин Лог и Малевка.
Чтобы понять, где центр поселка, достаточно найти памятник погибшим в Великой отечественной войне. Внушительная фигура солдата, за его плечами надпись: «Никто не забыт, ничто не забыто!», фамилии погибших. В каждом селе на Урале есть такой знак давней войны. Памятник ухожен. Проблемы малых поселений обычно такие тяжелые, что усилий властей в полном объеме хватает на содержание патриотических символов.
На здании школы №8 памятную доску в честь героя Советского Союза Александра Кононова. Этот герой, которому удалось прожить долгую жизнь – 81 год. Родился Александр Кононов в Висимо-Уткинске. В 18 лет ушел воевать. В 1945 году был механиком-водителем танка «Т-34» 47-й гвардейской танковой бригады. Отличился во время освобождения Польши. В июне 1950 года был демобилизован. Вернулся в Висимо-Уткинск, работал в геологоразведочной партии Тагильской экспедиции Уральского геологического управления. Был избран Почетным гражданином Нижнего Тагила.
Этим следам местной истории путешественники обычно уделяют не слишком много времени. Висимо-Уткинск вошел во все туристические справочники благодаря своему водопаду.
Кто-то называет его четырех, кто-то шестиметровым. Уральская Ниагара возникает на почти равнинном месте. Разговаривать рядом с Висимо-Уткинским водопадом тяжело из-за постоянного шума.
Как попасть к водопаду? Посреди Висимо-Уткинска находится мост, который построен практически рядом с местом впадения мелкой речки Грязнушки в Висимо-Уткинский пруд. От этой точки идем к водопаду.
Водопад искусственного происхождения – остался от заводской плотины. Чтобы подойти к нему, надо предварительно пройти через ещё один мост для пешеходов. Он покрыт досками. Под ним укрепленные бетонными плитами берега, между которыми из пруда быстро течет вода. Дальше вода бурным и шумным потоком падает с утеса. Водопад особенно эффектен во время половодья. Нынешняя плотина сооружена в конце 1940-х гг. на месте старой. Участок рядом с руслом водопада каменистый, поэтому летом по нему можно легко полазить.
Река Межевая Утка хоть и неширокая, но бурная. Общая длина реки – 121 километр. Она берет начало в Уткинском болоте между горами Большой Урал и Синей. На Висимо-Уткинский водопад часто приезжают сплавляться любители экстрима. Для нерисковых сплавщиков, хороший путь открывается чуть ниже по реке.
Водопад – осколок горнозаводской цивилизации, которая закончилась здесь в 1912 году. Тогда завод был окончательно закрыт.
Следующей достопримечательностью Висимо-Уткинска является Иакинфеевская церковь. Это единственный на Урале храм, построенный в честь святого покровителя основателя уральской империи Демидовых - Акинфия.
В начале XVIII века царем Петром тульскому оружейнику Никите Демидову (отцу Акинфия) были переданы огромные владения на Урале для того, чтобы он и его семья организовали заводское производство по выпуску железа и оружия. Демидовым удалось справиться со многими сложностями, закрепиться и стать одними из богатейших людей России.
Уральские заводы были тем архимедовым рычагом, который царь Пётр хотел использовать, чтобы перевернуть мировую политику.
Московия, как тогда называли Россию иностранцы, была скрыта от Европы густыми лесами и отрезана огромными расстояниями. Царь Петр, чтобы заявить о себе, ввязался в войну с самым сильным в то время европейским противником — Швецией, но не рассчитал сил. Первые поражения отрезвили и заставили искать ресурсы. Тайным оружием в борьбе за политическое влияние в Европе должен был стать уральский металл. Тайным, так как до Петра металл не был основой местной экономики. Никто не мог предположить, что благодаря невзрачному медному колчедану с подножия уральских гор появится блистательный красавец Петербург, а Россия станет самой мощной империей мира. До этого времени территорией за Уральскими горами управляли воеводы. Они обеспечивали сбор налогов, были лицом власти. Теперь им предстояло выполнять новые задачи — организовать строительство заводов. Тогда и появилась у царя мысль организовать здоровую конкуренцию и отправить на Урал строить заводы частников — Демидовых.
Государство передало Никите убыточное предприятие — железоделательный завод на реке Нейве. Еще не получив никакой прибыли он вынужден был подписать долговые обязательства на сумму 11 887 рублей 95 копеек. На сегодняшние деньги — это от 15 до 30 миллионов рублей. В 1702 году Никита Демидов с сыном приехал на Урал, осмотрел будущее производство и оставил на хозяйстве Акинфия.
Акинфию, когда на него обрушилась вся ответственность за строительство и запуск новых заводов, было 24. Завод, который он получил, был в упадке. Почти сразу начались конфликты с верхотурским воеводой, считавшим прибывшего еще одним подданным своего царства. Формально Невьянский завод считался частным, но воевода был местным царьком и не признавал чужих интересов. В войне против Демидова, который только-только делал первые шаги на Урале, пошли в ход доносы, промышленный шпионаж, обвинения в саботаже. Воевода считал, что вправе распоряжаться на демидовском заводе: вывозить с него железо, жить на заводе по два-три дня, заставляя работников выполнять свои приказания, хотя завод был частным. В один из таких приездов пишет историк Алексей Мосин: «Воевода Андрей Калитин велел заковать в кандалы сопротивлявшегося его самоуправству Акинфия и увез его с собой в Верхотурье, где продержал несколько дней».
Пленение Акинфия Демидова верхотурским воеводой было высшей точкой конфликта, после которого Демидовы поставили ультиматум: или государственные чиновники больше не будут вмешиваться в их дела или они возвращают заводы в казну. Воеводе было запрещено даже появляться на заводах.
В юности Акинфий Демидов ломал шапку перед проезжавшим боярином, стоял у кузнечного горна как подмастерье. В зрелом возрасте мотался по уральским лесам, в поисках мест для новых заводов. Рисковал быть съеденным дикими зверями, убитым лихими людьми, занесенным снегом во время зимних буранов. Он заманивал на свои заводы беглых раскольников, вел переговоры с манси, платя им деньгами и одеждой за наводки на новые рудные места, стремился выведать у иностранных специалистов технологии производства, полностью обеспечив импортозамещение, лавировал, подкупая государственных чиновников. Человек, который начал с убыточного производства, временно пожалованного завода, стал одним из самых богатых людей России.
К шестидесяти восьми годам (сорок пять лет на Урале) Акинфию Демидову принадлежало 25 металлургических предприятий, 3 пристани; 36 сел с многочисленными деревнями, 120 домов заводчика и 3661 дом служащих и рабочих. Его владения были и на Урале, и в центральной России, и в Сибири, и на Алтае.
Церковь в Висимо-Уткинске была построена при сыне Акинфия – Никите. Первая деревянная в 1780 году в честь святого Иакинфа Римского. Мученик отметился тем, что во времена правления императора Траяна отказался есть жертвенную пищу, принесенную идолам. После жестоких пыток он умер от голода так и не прикоснувшись к пище, которая бы заставила его отречься от Христа.
После пожара в 1804 году церковь была отстроена уже каменной, трехпрестольной и простояла нетронутой аж до 1961 года. Затем в хрущевскую волну борьбы с религией церковь закрыли и осквернили. Снесли колокольню, перестроили. Восстанавливать стали только в 2009 году. Восстановление идет медленно. Можете помочь церкви, посетив храм и пожертвовав посильную сумму на его восстановление.
До 2002 года в Висимо-Уткинск шла узкоколейка, но была закрыта. Сегодня существует проект превратить бывшие железнодорожные пути в велодорожку, которая бы связала Уралец, Висим и Висимо-Уткинск.
Сегодня это колоритное место в уральской глубинке. Сюда можно заехать, чтобы посмотреть на водопад на реке Утке, поставить свечку в Иакинфевской церкви, подышать свежим воздухом.
Татьяна Мосунова для сайта welcometoural.ru
Висимо-Уткинск на карте
Клуб путешественников
- Специальные предложения и подарки для участников клуба
- Скидки на услуги и туры
- Розыгрыши призов среди участников
Заявка на обратный звонок