Висимская «кукушка». История старейшей узкоколейной дороги России
Паровоз на смену заводской лошадке
Демидовские заводы в конце XIX века – это высокотехнологичное, идущее в ногу со временем производство. О «продвинутости» демидовских заводов может свидетельствовать тот факт, что на Авроринском заводе в Черноисточинске в заводской плотине тогда действовала электрическая турбина, вырабатывавшая электричество для нужд Черноисточинского завода!
При этом сырье для Антоновского, Черноисточинского, Висимо-Шайтанского и других демидовских заводов завозили гужевым транспортом, и на лошадях же отправляли готовую продукцию. Архаизм был исправлен в 1895 году, когда от Нижнего Тагила до Антоновского завода (современный поселок Антоновский близ Черноисточинска) была проложена узкоколейная железная дорога. Руководителем строительства дороги был известный изобретатель инженер Анатолий Бурковский – «пионер» железнодорожного строительства в Маньчжурии и Туркмении. Рельсы для Висимской узкоколейной железной дороги были прокатаны в Нижнем Тагиле и несли маркировку «ДЕМИДОВА Н.Т.З. 1895 года».
Длина первого участка составила всего 19 км. В качестве подвижного состава были закуплены паровозы немецкой фирмы Maschinenbau-Gesellschaft Karlsruhe. Особенностью этих паровозов была колея шириной 844 мм – необычный формат для российских железных дорог. В течение двух лет дорога была достроена до Висимо-Шайтанского завода (современный пос. Висим) и до Висимо-Уткинска. Итого, к 1897 году новая железная дорога имела протяженность 64 км. Конечная станция «узкоколейки» в Висимо-Уткинске позволила не только соединить заводы между собой, но и обеспечить удобный выход горнозаводской промышленности к рекам Волжско-Камского бассейна. В Нижнем Тагиле паровозное депо находилось на территории завода недалеко от плотины городского пруда. На станции «Узловая», в месте соединения узкоколейки с широкой колеёй была устроена дорога в три рельса.
Начало строительства, выемка грунта, 1892
Водоснабжение паровоза, 1920-е
Станция Узловая (позднее – Кедун-Быково
Висимская узкоколейка оказалась востребованной и после революции, когда некоторые металлургические заводы в этом краю захирели или вовсе закрылись. Конечно, бои Гражданской войны не обошли стороной паровозное хозяйство узкоколейки: один утонул в болоте, сойдя с рельсов возле Висима, два были уничтожены во время боёв за Тагил. И вот в 1920-е годы появляются новые паровозы: пара немецких локомотивов фирмы Orenstein&Koppel и американские паровозы фирмы Glover. История американских паровозов в Висиме особенно интересна, остановимся на ней отдельно.
В 1916 году Елим Павлович Демидов, последний представитель великой тульско-уральской династии, прибыл в Северо-Американские Соединённые Штаты. Для этого ему пришлось преодолеть непростой морской путь через Атлантику, где рыскали немецкие подводные лодки. Елим Демидов направился на машиностроительный завод в городок Мариэтта в штате Джорджия и в октябре лично заказал два паровоза для Висимской узкоколейки. Однако уже через три месяца монархия в России перестала существовать, а через год – осенью 1917 года – история развернулась еще круче: в стране начала устанавливаться Советская власть. Елим Демидов в Россию не вернулся, осев в Греции сначала в качестве дипломата от правительства Врангеля, затем перешел на службу к Югославии. А вот американские капиталисты честно отработали свой заказ: они построили два паровоза для колеи 844 мм и осенью 1920 года отправили их из Филадельфии на пароходе в Советскую Россию. По прибытию в Нижний Тагил, где только что отгремела Гражданская война, эти паровозы получили собственные имена «Коммунист» и «Интернационалист».
Паровоз Orenstein-Koppel, 1920-е
Паровоз "Интернационалист" фирмы Glover, 1920-е
Паровоз "Коммунист" фирмы Glover, 1920-е
Узкоколейную железную дорогу называли «кукушкой», и это наименование тагильские старожилы помнят и сегодня. По одной из версий, такое имя возникло уже в первые годы работы дороги, когда единственным подвижным составом были паровозы Karlsruhe. Они несли маркировку «KU», переосмысленную железнодорожниками как «Ку». Впечатление усилилось после появления на дороге паровозов производства Коломенского завода, по случайности несущих аналогичную маркировку «К-У» («Коломенский узкоколейный»). Впрочем, слово «кукушка» сегодня никем достоверно не объяснено – к тому же, такое своеобразное народное название носили узкоколейки и во многих других российских регионах.
Еще один любопытный факт связан с названием конечной станции в Нижнем Тагиле. До середины 30-х годов она называлась «Узловая», но затем была переименована в «Кедун-Быково». Дмитрий Кедун – тагильчанин, комсомолец, активный борец со спекулянтами и недобитыми белобандитами, погиб от бандитского ножа в 1935 году. Григорий Быков – тагильская знаменитость тех лет: рабочий Высокогорского завода, корреспондент газеты «Тагильский рабочий» и депутат Горсовета. Быков погиб спустя пару месяцев после убийства Кедуна, которое он активно освещал на страницах «Тагильского рабочего». Убийство Кедуна и Быкова всколыхнуло общественность не только на Урале. О мужественных тагильских борцах – рабкоре Быкове и комсомольце-активисте Кедуне говорил весь Советский Союз, пролетарский писатель Максим Горький посвятил им свою статью в «Правде». Не осталась в стороне и родина новых советских героев: их именем была названа конечная станция узкоколейки.
Станция Кедун-Быково
Митинг на открытии станции Востряк (современный Уралец), 1926
После национализации демидовских заводов в 1917 году часть из них прекратила работать, но Висимская узкоколейка жила. Для неё нашлось новое применение – перевозка дунита с Соловьевогорских платиновых рудников. Дунит – это особая горная порода, в которой встречается самородная платина. Вулканическая по происхождению, эта порода отличается особой термостойкостью. Дунит в годы первых пятилеток жизненно необходим для производства огнеупорных кирпичей, столь важных для металлургической промышленности молодой страны Советов. Ради вывоза дунита Висимская узкоколейная дорога даже увеличивается: строится ветка от станции «Урал» до станции «Востряк» в поселке прииска «Красный Урал» (будущий поселок Уралец). Впоследствии эта ветка будет проложена еще дальше – к платиновым приискам в Метелёв лог. Платину тут нашли сотней лет раньше, но теперь на рудниках кипит работа – стране нужны драгметаллы!
В годы бурной индустриализации и во время Великой Отечественной войны подвижной состав узкоколейки и особенно паровозный парк был чрезвычайно изношен. Приобрести для дороги новые паровозы не представлялось возможным – виной тому нестандартная колея шириной 844 мм. Для исправления ситуации к 1960-му году Висимскую узкоколейку «перешили» на стандартную советскую узкую колею шириной 750 мм. На смену старичкам-паровозам пришли тепловозы ТУ-2, позднее ТУ-7. 1970е – 1980е годы стали периодом расцвета «Висимской кукушки». Помимо грузоперевозок, узкоколейка перевозила большое количество пассажиров: дачников, туристов и местных жителей – по 30 000 человек в год и более.
Из воспоминаний тагильчанина Евгения Ставцева:
"Локомотив и вагончики – миниатюрные, раскачиваются из стороны в сторону, едут, не спеша, через мостики, перекинутые над речками, задевая ветки деревьев на обочине дороги, мимо цветочных полян и лесных лужаек. Смельчаки-романтики из числа пассажиров ухитрялись на ходу нарвать букет полевых цветов и подарить своим изумлённым спутницам. Рыбаки и охотники спрыгивали с подножек вагонов в удобном месте, если поезд не останавливался. Машинист, зная такие места наперечёт, специально замедлял ход поезда, который и так не спешил."
Востребованность Висимской узкоколейной железной дороги в 80-е годы была настолько высока, что даже появился проект её расширения до села Усть-Утка и выхода к реке Чусовой. Однако во второй половине 1980-х наступила перестройка, и на всех светлых планах был поставлен жирный крест.
В вагоне поезда, 1972
Поезд в окрестностях Висимо-Уткинска, 1991. Фото А. Колесова
Тепловоз ТУ2-261 с грузовым поездом, 1991. Фото А. Колесова
Тепловоз ТУ-7а, машинист локомотива Климантов, начало 1990-х
1991 год, вместе с распадом Советского Союза, принёс бурю изменений в экономике. Висимская узкоколейка была акционирована. Закономерно, что предприятие было признано убыточным и его имущество начало постепенно распродаваться. Хозяин – барин. Собственнику оказалось гораздо проще уничтожить предприятие с вековой историей, чем вкладываться в его развитие. На дороге начались сложности с поставками горюче-смазочных веществ, ремонтом подвижного состава. Как и везде, обыденностью стала задержка выплаты заработной платы сотрудникам. В результате к 1998 году пассажирские перевозки по Висимской узкоколейке прекратились совсем и кое-где на дистанции даже начался демонтаж рельсов.
Однако «кукушка» не сдалась сразу. Как и после Гражданской войны, узкоколейку в «лихие девяностые» спасли грузовые перевозки. Составы с дунитом, песком, щебнем и другими материалами продолжали следовать из Уральца (станция «Дуниты») в Нижний Тагил. Благодаря этому узкоколейка хоть как-то оставалась на плаву. В начале 2000-х возобновились пассажирские перевозки в весенне-летний период, на два-три месяца в год – показалось, что надежда есть.
Но вскоре дорога остановилась – теперь насовсем. Перевозками сыпучих стройматериалов стал заниматься крупнотоннажный автотранспорт (благо, в районе появились шоссейные дороги с твёрдым покрытием). Грузовые перевозки по железной дороге прекратились. В 2007 году Висимская узкоколейная железная дорога была разобрана – до последнего костыля и рельса. Даже путепроводы через речки разобрали и сдали на металлолом.
Висимская узкоколейка сегодня – это километры заросших травой и кустарником насыпей с остатками деревянных шпал. Просека, по которой дольше века ходили паровозы и тепловозы, постепенно зарастает лесом, сливаясь с живописными пейзажами Весёлых гор. Впрочем, существуют проекты возрождения этой трассы в виде велопешеходного маршрута! Может быть, дорога-труженица со 125-летней историей возродится хотя бы в таком виде.
Текст подготовил Андрей Ермоленко
Здание станции Висимо-Шайтанск, 1995
Станция Черноисточинск, 2007
Старый грузовой вагон, используемый в качестве бытовки, 2007
Тепловоз ТУ-7 близ станции Черноисточинск, 2007
Пути в окрестностях станции Чауж, 2007
Пути в окрестностях Чауж, 2007

Клуб путешественников
- Специальные предложения и подарки для участников клуба
- Скидки на услуги и туры
- Розыгрыши призов среди участников
Заявка на обратный звонок