Зависнем в Висиме
Мы верим, что ты из тех, кто любит новые впечатления. Но иногда непонятно, куда за ними отправиться, интересно ли будет детям, хорошая ли дорога, стоит ли это затраченных усилий?
Сегодня мы предлагаем провести европейские выходные в поселке исчезнувшей горнозаводской цивилизации.
Висим (происхождение названия уже утеряно) — поселок, расположенный недалеко от границы Европы и Азии, в окрестностях Нижнего Тагила. Известен как родина писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Осколок империи уральских миллиардеров Демидовых. Свидетельство существования горнозаводской цивилизации. В окрестностях Висима расположена зооферма, которую туристы чаще называют Оленьей. На ферме можно не только смотреть на животных, но и кормить их.
Оптимальный маршрут включает в себя: посещение спортивного комплекса «Гора Белая», Оленьей фермы и посёлка Висим.
Уверены, великолепные виды с горы Белой, эмоции, полученные от общения с животными на зооферме, и сдержанная аутентичная красота уральского поселка с 300-летней историей сделают твой день.
Советы для самостоятельных путешественников: отправляясь в Висим, почитай про старообрядцев, Демидовых, горнозаводскую цивилизацию. Этот бэкграунд поможет разобраться со смыслами, зашифрованными в местном пейзаже.
Туристические фирмы, справедливо захваливая эти места, в качестве сильного аргумента, упирают на то, что Висим – родина писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка. Беда в том, что большинство взрослых туристов никогда не читало его произведений.
Дмитрий Мамин (1852-1912) – уроженец Висима. Первый тревел-блогер Урала. Его очерк «Самоцветы» до сих пор переиздают как пример удачного мотивирующего путешественников контента. Один из немногих уральских писателей, получивших всероссийскую известность. Писал про Урал, но для позиционирования среди столичных литераторов, взял псевдоним Сибиряк. Филологи называют его уральским Достоевским. Написал пятнадцать романов. Самые интересные: «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Хлеб». Седьмой роман «Три конца» - о Висиме.
Прочитай перед поездкой произведение Мамина-Сибиряка или послушай аудиокнигу.
Для Оленьей фермы запасись яблоками, капустой, морковкой, хлебом. Кормить животных разрешается.
Встань пораньше, дорога предстоит длинная – 175 километров (2,5 часа в пути). Не забудь проверить прогноз погоды и взять всё необходимое. Мы же на Урале живем! В течение дня температура может скакать. Запасись кофе, если предпочитаешь его бодрящий аромат или захвати термос с чаем.
Выехав из Екатеринбурга на Серовский тракт, проехав Невьянск, помахав его Наклонной башне и золотым куполам Преображенского собора, доехав почти до Тагила, поворачивай влево и по бывшим демидовским землям, золотым и платиновым приискам, из Азии направляйся в сторону Европы. В этом путешествии тебя будет сопровождать череда Веселых гор, по которым и проходит граница между двумя частями света. Конечно, не будем себя обманывать, горных пиков здесь нет, но высота Старик-камня – самой высокой точки Веселых гор — 755 метров над уровнем моря – это уже кое-что.
Ты можешь сразу заехать в спортивно-развлекательный комплекс «Гора Белая». Блогер Илья Варламов назвал территорию кластера Куршавелем в уральской глубинке. Пока проект по созданию курорта мирового уровня на Урале в начале своего развития. И пока про "Куршевель" звучит высокопарно, но выглядит место очень прилично. Здесь есть небольшой отель с бассейном, прокат спортивного оборудования от лыж до велосипедов, а главное, ради чего заезжают экспресс-туристы – есть безопасный кресельный подъемник, который доставит вас на смотровую площадку.
Комплекс работает в будние дни с 12.00 до 19.45, в выходные и праздники с 10.00 до 19.45. Билеты на подъем можно приобрести в павильоне комплекса.
Среди других Веселых гор, Белую считают малышкой (всего 712 метров), но снег она держит хорошо и лыжный сезон обычно продолжается до середины апреля. Вид с горы стоит долгой дороги из Екатеринбурга. Посещение Белой – это тизер того, что ты увидишь и узнаешь дальше. Одинаково хорошо начать и закончить подъемом на гору. В любом случае яркие эмоции тебе обеспечены. Кресельные подъемники безопасны для подъема с детьми и в стоимость билета входит и обратный спуск. На вершине горы проведена линия – граница между Европой и Азией.
Для тех, кто коллекционирует фото с обелисками на границе двух частей света, чуть далее, по дороге в Висим, есть обелиск, поставленный в 1957 году. В его оформлении использован мотив запуска первого искусственного спутника Земли.
Не только иностранцу, но и русскому человеку нелегко произнести местные названия. Перевести их затруднились бы современные башкиры, татары или ханты, хотя именно на них кивают экскурсоводы, говоря, что названия имеют тюркское или финно-угорское происхождение. Принятые повсеместно топонимы относятся к тем временам, когда вогулы и остяки, они же ханты и манси, а также татары и башкиры были хозяевами этих земель. Реки Чауж, Сурём, Висим, Шайтанка тому подтверждение. Но и русские успели внести свой посильный вклад: Веселые горы, Черная речка и Белая гора – это уже от них. Считается, что Веселыми горы назвали из-за их живописности. Веселые – радующие глаз.
Именно эти возвышенности привлекли суровых старообрядцев, бежавших после церковного раскола XVII века от «царя-антихриста» в глухие уральские леса.
Старообрядцы, староверы, раскольники – православные христиане, выступившие против изменений церковных книг, символики и обрядов, которые ввел патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича.
Целью церковной реформы было установление преемственности церковной и светской власти от византийских императоров к российским монархам и церковным иерархам. Значительная часть верующих выступила против любого изменения церковной традиции. Это вылилось в затяжной конфликт с властью. Спасаясь от преследований властей, старообрядцы бежали на окраины российского государства. На Урале ревнителей древлего православия (так называли себя старообрядцы) называли кержаками. Старообрядцы придерживались аскетичного образа жизни, сохраняли приверженность к традиционной старорусской одежде, не употребляли алкоголь, не курили, но само старообрядчество не осталось единым, разделившись на множество групп (толков).
На берегу рек Межевой Утки и Висима последователи старой веры основали русское поселение, будущий Висимо-Шайтанский завод, а Веселые горы стали местом, где до начала XX века укрывались отшельники, приверженцы древлего православия. Их могилы были очень почитаемы староверами, и каждый год, летом, тайными дорогами из окрестных сел к ним направлялись целые паломничества раскольников. Тайными, потому что бороться со старообрядцами царская власть перестала только в 1905 году, когда был выпущен манифест о веротерпимости.
На могиле одного из старцев в краткое время передышки между царскими и советскими преследованиями установили мраморный памятник. Его взорвали в годы советской власти, когда пытались отвратить верующих совершать паломничества. Одному особенно рьяному минеру при взрыве выбило глаз. Паломничества не прекратились. Старообрядцы тут же восстановили могилу, поставив крест из дерева.
Так что Веселые горы — это история веры и верности. В Висиме и его окрестностях до сегодняшнего дня можно встретить старообрядцев, но для знакомства с ними надо быть уже не просто туристом, а исследователем, и хорошо знать местных.
Не доезжая до Висима, сверни по указателю на Оленью ферму.
Для тех, кто испытывает слабость к животным, здесь настоящий рай. На ферме живут олени (пятнистые и маралы), свиньи, яки, лошади, быки, альпаки, страусы, кролики, хаски, павлины, гуси, петухи… Владельцы фермы могут провести экскурсию. Если гуляешь самостоятельно, можно прочитать про обитателей фермы на табличках, помещенных на клетки.
Вот здесь пригодится запасенная впрок капуста, яблоки, морковь, хлеб. Животные охотно подходят и едят с рук. Огромное пространство, где они свободно перемещаются, примиряют с тем, что животные не на свободе.
Страусов на ферме три, самый колоритный из них черный Петрович. Хотя вместе с ним живут две подруги, яиц они не несут. Проверить, правда ли яичница из одного страусиного яйца равна яичнице из сорока куриных, нет никакой возможности.
Здесь на ферме тебе пригодится твой перекус, только сидячих мест мало и на всякий случай надо запастись влажными салфетками. Можно, конечно, подождать до Висима, где есть кафе и магазины.
После фермы, в приподнятом настроении, ты наверняка почувствуешь, что пора бы и пообедать.
Кафе «Кедр» на ул. Рабоче-Крестьянской, 20 расположено рядом с церковью святого Владимира, белый однокупольных храм хорошо просматривается. Потеряться сложно.
Висим какой-то удивительно чистый и патриархальный. Здесь интересно ходить по улицам, разглядывая дома, вдыхая аромат печного дыма. Можно посетить несколько музеев, включая главный – музей Дмитрия Мамина-Сибиряка. В Висиме будущему писателю довелось родиться и провести детство. Его отец служил здесь священником. Дом, где жили Мамины, сохранился, но музей в нем был организован в 1979 году.
Музей – классический сельский музей со строгими правилами, благоговением к объекту показа, забавными предметами из прошлого. За домом прекрасный сад. В музее можно узнать историю поселка. Он как пирог с разными начинками.
Помнишь, как назывался роман Мамина-Сибиряка о Висиме? «Три конца». И это три части поселка, каждая из которых в свое время жила по своим канонам. Первыми поселенцами Висима были старообрядцы. В 1815 году одним из заводовладельцев были переселены крестьяне из Тульской и Черниговской губерний. Жить вперемежку купленные в разных местах не захотели, а старообрядцы селиться их рядом с собой не пустили, так и образовались три конца: кержацкий, туляцкий и хохлацкий. Со своими нравами и порядками. Отличие между ними стерлось лишь в XX веке, когда советская власть сделала такую перетруску, что сохранять своеобразие было просто опасно.
По Висиму приятно пройтись, особенно в солнечный день. Здесь нет уродских разваливающихся промышленных зданий времен СССР, есть, правда, довольно странный на вид памятник погибшим во время Великой Отечественной войны, но великая трагедия людей, переживших войну, надежно защищает авторов безвкусных монументов от какой-либо критики.
Что еще можно сделать в Висиме? Поглазеть на медленно восстанавливаемую церковь святых Николая и Анатолия, в которой служил отец Дмитрия Мамина-Сибиряка, на белый как яйцо храм святого Владимира, посидеть на берегу пруда, появившегося еще в XVIII веке при строительстве Висимо-Шайтанского завода, сфотографироваться у памятника Д. Н. Мамину-Сибиряку, побродить по улочкам с традиционно большевистскими названиями: Ленина, Советская, Первомайская, Рабоче-крестьянская.
Такая прогулка выведет к дому Виталия Черепанова в конце улицы Калинина. Дом производит большое впечатление. По всему периметру: в палисаднике, на огороде, перед оградой, на заборе, фасаде и даже крыше, есть что-нибудь, для красоты, сделанное руками хозяина.
Поклонники наивного искусства здесь должны чувствовать себя как в раю. У ворот деревянная русалка, напоминающая русала, но с грудью, в милом паричке, сидит на ветвях и игриво поглядывает на толстого деревянного кота, который «ходит по цепи кругом». Рядом Буратино, свинка, как будто позирующие для фото Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк с крыской Лариской. У дома гигантская деревянная ягода клубники, Иван-царевич, поймавший жар-птицу, старик, вытягивающий репу, мечтательная коза в пальто. Все в человеческий рост. На доме рыцари в средневековых доспехах, резные ставни: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Смешение персонажей всех эпох и традиций, но смешение веселое, яркое и забавное.
Хозяин дома Виталий Николаевич Черепанов никогда изящным искусствам не учился, но желание созидать всегда было огромным. Обосновался он в Висиме четырнадцать лет назад, выйдя на пенсию. И с тех пор появляются все новые объекты его творчества из дерева, металла, пластика, веток и иных подручных материалов. Говорят, не раз Виталию Николаевичу предлагали открыть в своем доме музей, и брать с посетителей деньги, но он хочет сохранить дом для семьи. А в ответ на предложения коммерсантов, поставил камень на входе с надписью: «Божий дар деньгами не оценивается» и второй: «Не каждый сын человеческий решится жить на селе». Место очень колоритное, да и хозяина за работой здесь частенько можно увидеть. Хорошее у него, светлое хобби. Встретившись с человеком, который хочет подарить людям радость, сам проникаешься подобным желанием.
Ради таких встреч, людей и историй и стоит путешествовать дома. Кстати, по пути в Висим проезжаем уральскую Венецию. Так все, кто, не заезжая в Тагил едет по Серовскому тракту, называют дачный поселок, расположенный на воде. Целая система прудов с каналами, не хватает только гондольеров, поющих баркаролу.
Татьяна Мосунова, специально для Туристического кластера «Гора Белая»
Клуб путешественников
- Специальные предложения и подарки для участников клуба
- Скидки на услуги и туры
- Розыгрыши призов среди участников
Заявка на обратный звонок