• logo +7 (343) 247-22-66 info@welcometoural.ru
Кластер Гора Белая

Демидовская пристань

Главная Достопримечательности Демидовская пристань
Общее описание Расположение Где поесть Остановиться на ночь Другие достопримечательности

Общее описание

Пристань в Усть-Утке была построена в 1760-е – 1770-е годы и сразу стала крупнейшей частной пристанью на Чусовой. Рядом с руслом Межевой Утки была создана сухая гавань, в которой в межсезонье строили барки. Весной шлюз в сухую гавань открывали, и барки через «мокрую гавань» выходили в Чусовую. Для наполнения Межевой Утки водой в Висимо-Шайтанском и Висимо-Уткинском заводах накануне выхода барок открывали шлюзы в плотинах. До обустройства сухой гавани барки строили прямо на берегу, около кромки воды, и по весне их сталкивали в реку. Этот процесс был чрезвычайно трудоёмким. 

Часть полубарок загружали еще в Висимо-Уткинском заводе (там имелась небольшая пристань ниже заводской плотины) грузами весом до трех-четырех тысяч пудов (50-60 тонн) для провода по реке Межевой Утке. В Усть-Утке их догружали до 100-150 тонн, либо перегружали продукцию в более крупные барки грузоподъёмностью до 200 тонн. Таким образом, Висимо-Уткинский завод служил своеобразным логистическим центром, до которого вёл гужевой тракт из Нижнего Тагила (а позднее – и узкоколейная железная дорога). 

В сезон обычно отправлялось по 60-70 барок с металлом. Рекордным стал 1865 год – тогда из Усть-Уткинской пристани отправили 119 судов почти с 15 тысячами тонн продукции демидовских заводов. С середины XIX века в устье Чусовой барки встречали пароходы, на которые перегружался металл, а пустые барки с помощью бурлаков волокли обратно (до этого барки были «одноразовыми» - их сплавляли по Каме до Волги, а дальше по Волге и по Оке барки тянули против течения бурлаками или шли на вёслах). В пути до Москвы «Железные караваны» находились около трёх месяцев – с конца апреля до конца июля.

После строительства в 1878 году Уральской горнозаводской железной дороги, соединившей Пермь, Нижний Тагил и Екатеринбург, значение водного пути по Чусовой стало постепенно падать. В начале ХХ века отправка «железных караванов» от Усть-Уткинской пристани прекратилась. «Сухие» и «мокрые» гавани, а также шлюзы до нашего времени не сохранились, однако их очертания отлично видны на космоснимках или на фото с квадрокоптера. На месте бывших гаваней до сих пор можно встретить остатки лиственничных брёвен и плах.

Расположение

АНО Управляющая компания Туристско-рекреационными кластерами Свердловской Области.
© Управляющая компания Туристско-рекреационными кластерами Свердловской Области
Политика конфиденциальности
Разработано TITANSOFT
info@welcometoural.ru +7 (343) 247-22-66
О нас Мероприятия Инвесторам Где остановиться Туры Контакты

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.
Рекомендуем установить Google Chrome — современный, быстрый и безопасный браузер.