Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы – крепостные крестьяне, приписанные к Выйскому заводу Демидовых. Отец и сын вместе стремились к механизации демидовских заводов в Нижнем Тагиле, вдохновляясь темпами технического прогресса в Европе и были прекрасно знакомы с первыми паровозами, которые появились в Англии в начале 19 века.
Главное изобретение Черепановых – первый российский паровоз – был введён в эксплуатацию в 1834 году и ходил с огромной по тем временам скоростью 16 км/ч по чугунной железной дороге длиной чуть менее 1 км, проложенной между заводом и медным рудником. Строительство дороги планировалось продолжить, но ввиду безразличия Демидовых проект свернули. Возить грузы по старинке, на конной тяге, казалось намного проще и дешевле. Паровоз Черепановых в качестве местной диковинки показывали 19-летнему цесаревичу Александру Николаевичу (будущему императору Александру II), когда тот посещал Нижний Тагил в 1837 году. Однако и он, и его свита остались к изобретению совершенно равнодушными.
Отец и сын Черепановы в 1834 году опередили время примерно лет на 30. При их жизни крепостной труд – практически, рабский труд – был очень дешевым, и необходимость технического прогресса для заводовладельцев тогда вовсе не была очевидной.
Признание пришло намного позже – в конце 19 века и в 20 веке, когда революционность изобретения Черепановых была признана во всей стране. Во многих городах России появились памятники первому отечественному паровозу. Макет паровоза, который вы видите перед входом в краеведческий музей – один из самых первых. Он был выполнен в 1948 году в натуральную величину - по чертежам петербургского инженера Тонкова, зарисовавшего авторскую модель паровоза Черепановых на рубеже XIX-XX веков.
Расположение
Где поесть
остановиться на ночь
Другие достопримечательности
Заявка на обратный звонок