Расположение
Свердловская область, поселок ВисимЦерковный раскол середины XVII века оставил глубочайший след в русском православии. Многие священнослужители и тысячи верующих не приняли реформ московского патриарха Никона. Нововведения, целью которых было максимальное сближение русского церковного обряда с византийским, отлично соответствовало государственным амбициям того периода: «Москва – третий Рим».
За приверженность ценностям древнерусского христианства и старым обрядам начали преследовать и отлучать от официальной церкви, объявляя еретиками. Многие тысячи староверов, или старообрядцев, стали уходить в леса, основывая в глухой чаще скиты. Больше всего старообрядцев скрывалось от властей в Нижегородских землях по реке Керженцу, поэтому староверов впоследствии стали называть кержаками – особенно на Урале.
До Урала кержаки добрались уже во второй половине XVII века, сразу после раскола и вместе с крестьянской колонизацией местных земель. В Весёлых горах и вдоль по реке Шайтанке они селились целыми семьями. Ко времени промышленного освоения этих земель Демидовыми в первой трети XVIII окрестности будущего Висимо-Шайтанского завода уже были освоены и заселены кержаками. Несмотря на полулегальный статус староверов, Демидовы охотно привлекали старообрядцев на заводские работы.
В начале XIX века в православии сложился компромисс, по которому старообрядцам дозволялось совершать службы по своим старым обрядам, но при условии признания верховенства иерархов Русской православной церкви. Храмы, в которых дозволялось вести службу по старому образцу, назывались единоверческими.
Первая единоверческая часовня возникла на Висимо-Шайтанском заводе в 1808 году, однако единоверческий приход в посёлке был учреждён лишь в 1875 году. В следующем, 1876 году в Кержацком конце была построена небольшая деревянная однопрестольной церковь, освящённая во имя святого Николая Чудотворца.
Каменный единоверческий храм, сохранившийся до наших дней в Кержацком конце, был построен лишь накануне революции, около 1915 года. До этого долго не удавалось получить участок под строительство – власти по-прежнему неодобрительно воспринимали старообрядцев. Красивое краснокирпичное здание в псевдорусском стиле – словно большой основательный терем. Он также был освящён во имя святого Николая, однако просуществовал совсем недолго.
Большевики с огромной настороженностью относились к старообрядцам, считая их (и не без основания) наиболее консервативными и непримиримыми противниками. Вскоре после революции храм был закрыт, сломаны завершения крыши и часть притвора. В здании разместили коммунальные квартиры и со стороны алтаря – магазин. Его проржавевшая вывеска до сих пор видна на стене снаружи алтарной части.






Расположение

Клуб путешественников
- Специальные предложения и подарки для участников клуба
- Скидки на услуги и туры
- Розыгрыши призов среди участников
Заявка на обратный звонок